Форум » Тренерский цех » Психология » Ответить

Психология

Волгоградец: Хотелось бы затронуть такую немаловажную часть подготовки как подготовку психологическую. Давайте делиться своими наработками в этой области. Например, на соревнованиях на выезде, всегда спрашивайте у ребенка, что ему снилось. Реальный пример из жизни - выездной фестиваль, тур утром, игра за место в тройке призеров, играть черными, вечером подготовил ребенка рицепил ему латышский гамбит. С утра спрашиваю, как он спал и что ему снилось, на что получаю ответ, ввергший меня в панику: "Снился Латышский, где я проигрываю во всех вариантах"... срочно пересели на Филидора, партию он выиграл, после чего сказал "В Латышском бы я проиграл". Подсознательно ребенок уже был уверен, что проиграет эу партию. А вот как остановить процесс "рассыпания", то есть получения необъяснимого нуля за нулем, я не знаю.

Ответов - 13

admin: Замечательная тема. И интересный пример. Воспользуемся обязательно. Спасибо. Сейчас расскажу об одном, достаточно своеобразном, методе подготовке своего ученика к партиям на выездном фестивале. Хотелось бы сразу оговорить, что для каждого ученика нужен индивидуальный подход. То же самое относится и к психологической подготовке. Очень велика вероятность при неправильном подходе оказать неблагоприятное влияние. Случай, о котором я сейчас расскажу, уже описан на страницах сайта. Кто хочет – тот найдет. Здесь же обойдусь без реальных имен и фамилий. Назовем моего ученика Петром Ивановым, чтобы было проще. У Петра был на тот момент 3 разряд и он давно мечтал выполнить 2. Но никак это не удавалось по различным причинам. И вот представился очередной шанс повысить свою квалификацию на замечательном фестивале. Для выполнения 2 разряда необходимо набрать 6 очков из 8. В первой своей партии Петя играет вничью. Видно, что с ним что-то не то. Нет настроения. Попытка поговорить не увенчалась успехом. Во втором туре снова ничья. И это при том, что в Саранске он практически всегда играет результативно. Результат вроде неплохой, я был доволен. Только настроение Пети не вызывает уверенности. Надо было что-то делать. Только я не знал что. Стоит заметить, что Пете я не мог помочь при подготовке к партии, поскольку он жил отдельно у родственников и виделись мы только в турнирном зале. Он приходил на турнир за несколько минут до начала партии и вряд ли можно рассчитывать на подготовку в столь короткий промежуток времени. Да и навредить можно больше, чем помочь. Вот тогда я решил действовать по-другому. Конечно, к каждому ученику нужен индивидуальный поход, что для одного подходит, для другого неприемлемо. Но всё же. Я воспользовался одним методом и сейчас его расскажу. Дело было вот в чем. Говорят, что «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Я решил действовать по правилу «если гора не идет к Магомету, то Магомет тоже не идет к горе»!!! Поскольку у Пети в первый день (играли по 2 партии в день) не было никакого желания играть и разговаривать. Тогда я сделал вид, что мне абсолютно безразлично, как он играет, сколько у него очков и т.п. Я специально при нём разбирал партии других учеников, но даже не узнавал у него, как он сыграл. Эффект потрясающий!!! Еще раз говорю, что не со всеми такой фокус пройдёт! Петя набрал 4 очка за 2 дня. После 6 туров сенсационно для меня у Коли (другого ученика) и Пети было по 5 очков. Они делили 1-4 места. Я всеми силами скрывал своё восхищение результатом и думал только о следующем туре и необходимости побеждать. Для выполнения 2-го разряда достаточно набрать всего одно очко в двух партиях. То, что произошло после 7 тура, следует описать. Открывается дверь и заходит Петя. На лице огромная улыбка. Я понимаю, что он скорее всего победил, но надо же уточнить. ВПЕРВЫЕ за 3 суток я спросил у него, выиграл ли он? В ответ только большая улыбка и знак глазами, что ДА. Я, естественно, поздравил с прекрасным результатом. Петя так долго мечтал о 2 разряде. И это наконец произошло. Я был очень рад, не меньше, чем сам Петя. К тому же, моя затея после 2-го тура оказалась настолько удачной, что даже не верилось. 5 побед подряд!!!!! И что бы Вы думали… Знаете, что как сыграл Петя в последнем туре? НИЧЬЯ! P.S. Просьба не экспериментировать с этим методом. Опасно!

Kartviller: Да, случается психологический надлом довольно часто, к сожалению. Я, например, видя такое "безобразие", предлагал просто безобразить за доской - экспериментировать))) При этом, конечно надо убедить "безобразника", что этот турнир не последний! Нет, не внушить ему безразличие. Убедить, что трагедии в проигрыше нет. Сомневаюсь, что со мной согласятся, но мне всегда больше жаль ребенка, чем виртуального результата! Когда у меня наступает период "тупой головы", я до еще большего отупения решаю композиции))) Опять же, сомневаюсь, что и этот способ "лечения" кому-нибудь понравится. Это к тому, что шахматисты - очень странный народ в большинстве своем!

Волгоградец: Kartviller пишет: Убедить, что трагедии в проигрыше нет. Сомневаюсь, что со мной согласятся, но мне всегда больше жаль ребенка, чем виртуального результата! Моя фраза всегда "Играйте в свое удовольствие")) Всегда спрашиваю понравилась ли партия, даже и проигранная. Имеет место и ситуация, когда ребенок "перегоел", то есть переконцентрировался на сопернике и в результате допустил грубый зевок


admin: Помогите разобраться с одним интересным фактом. Ребенок в местных взрослых и детских турнирах показывает неплохой уровень. Не допускает глупых просмотров, ненужных ходов, всегда есть план. Но на выездных соревнованиях ребенка будто подменяют. Качество партии ухудшается в разы. Отсутствует план, ребенок не может объяснить свои ходы. Идет игра фактически в поддавки. Почему так происходит? Как с этим бороться?

Kartviller: Новая обстановка довольно часто становится причиной "сбоев". Спортсмену трудно сосредоточиться. Способность не терять концентрацию можно тренировать различными способами. Например, чемпион мира Ботвинник, играя тренировочный матч с гроссмейстером Рагозиным, просил того курить во время партии. Причем сам Ботвинник табачный дым терпеть не мог! Я не рекомендую играть в клубах дыма (видимо о вреде пассивного курения тогда не задумывались). Я предлагаю выяснить, какие именно факторы влияют на потерю концентрации. Это могут быть и шум, духота, назойливое внимание зрителей... А дальше по аналогии с чемпионом мира!

Kartviller: Что-то вроде закаливания.

admin: Поставлю вопрос по-другому. Ребенок во взрослых турнирах показывает "взрослую". качественную игру без зевков, с наличием плана, с комбинациями и прочее. Но в детских турнирах ребенка будто подменяют, он играет на разряд-другой хуже. В чем может быть причина и как бороться?

Kartviller: Абстрагируем таким образом. "Взрослая" игра (более логичная) - правило, "детская" - исключения из правил. Вывод: ребенок усвоил правила, но не знает исключений! Рецепт - комментировать собственные партии. Почему-то многие скептически относятся к данной рекомендации, однако я ни разу ни от кого не слышал, дескать: "потратил много "лишнего" времени на комментирование своих партий". А эффективность метода зависит от качества проделанной работы...

admin: Не вижу связи между комментированием партий и снижением уровня игры ребенка в детских турнирах.

Kartviller: Очень жаль, что не видишь! Предположим, шахматы можно разбить на конечное число типовых позиций, в каждой из которой есть типовой план действий. Ученик в процессе обучения (не зависимо от методики) "наматывает себе на ус" проверенные практикой (сыгранными партиями, но не только, см. далее) данные. Позиции, тактические и стратегические приемы, разобранные на занятиях, во взрослых турнирах быстро получают обкатку. В детских турнирах очень часто (не всегда по своей вине!) ученик попадает не в типовую позицию и теряется. На самом деле, как я предположил ранее, все позиции типовые, не типовые они пока для ученика! А чтобы таковыми стали ("на ус намотались") трудно найти что-то лучшее комментирования партий! Есть еще один метод, который однако всем рекомендовать не буду. Разыгрывание типовых позиций в блиц. У этого метода масса побочных эффектов, тогда как комментирование их лишено!

admin: Kartviller пишет: В детских турнирах очень часто (не всегда по своей вине!) ученик попадает не в типовую позицию и теряется. Речь идет как раз о "типовой позиции". К примеру, дебют Рети ребенок постоянно играет и во взрослых соревнованиях, и в детских. И перед партией этот дебют как раз заготовлен. Но во время партии ребенок словно забывает, что нужно делать. В другое время он бы играл в свою силу, а здесь начинает делать такие ходы, которые в другое время никогда бы не сделал. И ошибки идут со стороны рассматриваемого ребенка, а не со стороны соперника. Что это такое? Дебют знаком, был накануне повторен, в партии все идет так, как планировалось, а ребенок "плывет".

Kartviller: Если со стороны соперника ошибок мало, т.е. можно его сравнить со взрослым, тогда возвращаемся к потере концентрации. Надо выяснять причину. Это сложнее. Здесь уже нужны навыки психолога!

fcmordovia: похоже на потерю концентрации и расслабленность. интересно бы узнать узнать такой параметр как хронология ходов (велика ли разница во взрослых и в детских)



полная версия страницы